October 15, 2024

Делегирование. Рашид Кусембаев

Рашид Кусембаев - предприниматель, изобретатель новых бизнес-подходов. Эксперт в продажах. Основатель:

www.octb.us Школа иностранных языков в США: Overcome the barrier.

www.axiomgroup.ru Консалтинговое агентство в области построения продаж: Аксиом Групп

www.r-ex.ru Аналитическое агентство: Ритейл Эксперт.

pragma.info

Читать в Телеграм - https://t.me/rashid_kusembaev_channel

Знать и уметь всё один человек не может - появляются сложные конструкции и интересные общественные явления, в которых предпринимателю нужно разбираться.

Чтобы масштабироваться, нужно учиться управлять людьми и процессами. Сначала вы нанимаете человека себе в помощь, а потом передаёте ему знания и ответственность. Работа должна быть распределена на 2-3-4 функции, каждая из которых будет делегирована отдельным исполнителям. Для того чтобы делегировать, нужно передавать знания и задания другим людям.

Если мы хотим, чтобы предприниматель развивался, ему нужно научиться описывать бизнес-процессы и передавать это знание вместе с мотивирующими действиями.

И здесь появляется следующий важный момент: когда ты передаешь знание или задачу другому человеку, нужно учитывать его мотивацию. Под эту мотивацию, соответственно, подгонять, подстраивать те регламенты и те управляющие действия, которые вы собираетесь сделать.

Но на самом деле важно здесь не перестараться, не переусердствовать, как говорят. Есть такие же ошибки у предпринимателей, когда они все передают на делегирование и сами ничем не занимаются.

Идея в том, что мне нравится концепция такая: бизнес – это вы, как предприниматель. Именно здесь важно, чтобы предприниматель оставил что-то себе, то есть чем он является.

Тиньков рассказывал: предприниматель – это тот, кто создает смыслы. Он делегировал операционку, но за собой оставил смыслы. Это он придумал, что каждая домохозяйка может стать инвестором. Он пришел к своей команде и сказал: "Я придумал вот это. Ваша задача теперь это реализовать."

Поэтому делегируйте, но не всё.

Сейчас я работаю в компании Pragma. У нас я отвечаю за отдел продаж. Понятно, что базовые вещи, как холодный прозвон, обработка входящих лидов, заведение их в CRM, всё это делегировано. А вот финальные переговоры, такие сложные переговоры, с Внешэкономбанком, например, с Промсвязьбанком, конечно же, веду я и другие основатели. Это и есть та соль, та вкусность, что даёт нам энергию.

Очень важно делегировать только то, что вам не нравится делать, либо вы не можете просто это сделать, потому что это специальные знания. Себе нужно оставить то, что вас драйвит, даёт энергию, даёт вам страсть.

Вы знаете такую книжку «Getting Things Done» по-русски? Это «Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена. В этой книжке очень здорово Дэвид Аллен рассказывает о том, что можно делегировать и когда.

Приведу несколько примеров:

1. То, что съедает вашу энергию, надо делегировать.

2. Если что-то можно сделать за две минуты, или то, что можете сделать только вы, то делайте сами.

3. То, что может сделать кто-то другой, делегируйте. Ваше время в разы и в сотни раз дороже, чем любой наемный сотрудник.

Мне очень понравилось выражение одного из наших олигархов, Романа Троценко. Он приходил к нам в бизнес-клуб «Атланты» и рассказывал, что значит для него исследование маркетинга.

Он говорит:

- Вы знаете, я бы мог нанять большую команду людей, мужчин и женщин, либо сам заниматься исследованиями. А я просто плачу миллион-два долларов, и у меня лучшие в отрасли агентства делают лучшие и быстрые в отрасли исследования.

- Пока вы, обычный предприниматель, ходите, накапливаете деньги, или сами ходите, опрашиваете, делаете кастдевы и так далее, я уже всё сделал, я уже всё знаю, и я уже начал действовать. Вот это полгода, или два месяца, вот это преимущество во времени, оно даёт возможность быть миллиардером. Можно было это сделать самому? Можно. Но зачем, когда есть профессионалы, которые делают это быстро, качественно и с огромной экспертизой.

Если это требует большего времени, лучших знаний, и это хоть кто-то может сделать, то надо делегировать.

Что оставить себе?

Есть книжка Александра Высоцкого, называется «Обязанности собственника». Он говорит:

1. Работа с топ-менеджерами – это задача собственника, это никому нельзя делегировать.

2. Стратегия. Только собственник обязательно участвует. Если вы делегировали написание стратегии, это уже точно не ваша компания.

3. Работа с любыми партнёрами. Или в бизнесе, если у вас есть несколько партнеров, или агенты. То есть такие агенты влияния, через которых вы находите новых клиентов. Это тоже очень важно, чтобы работал собственник. Потому что они, во-первых, ценят, а во-вторых, через собственника получают те самые смыслы, что они должны будут транслировать своим клиентам, которые потом купят что-то у вас.

4. Самое главное – это смыслы. Куда идет компания, через что и формулируя продукт или услугу,- это тоже должен делать собственник. Конечно, он может это делегировать владельцу продукта, но принимать работу должен он сам.