Личная эффективность предпринимателя. Интервью с Галиной Стороженко
Галина Стороженко - Executive коуч для руководителей и первых лиц, инвестор, предпринимательница в сфере EdTech. Автор книг «Стать коучем президента» и “Переезд в новую жизнь”
Читать в Телеграм - https://t.me/storozhenkogalina
Можешь ли ты назвать себя эффективным и продуктивным человеком? И что для тебя означают эти слова?
Да, могу назвать себя эффективным и продуктивным человеком. Регулярно получаю обратную связь о том, как ловко я всё успеваю.
Однако я считаю, это не про то, сколько задач я успеваю сделать в единицу времени, а про качество прожитого времени.
Я отношусь к эффективности и продуктивности, как к ресурсам времени, и привыкла не тратить время, а инвестировать его во что-то.
У тебя есть свой канал, он играет какую-то роль в вашей продуктивности?
Да, потому что в нём есть определенный цикл и фокус внимания, который определён мной и моей командой. Есть подписчики, которым я что-то обещаю раскрыть на канале. Поэтому сам по себе канал повышает мою продуктивность, ведь я делюсь с подписчиками своими планами, выводами, инсайтами, размышлениями и полезностями.
Даже подготовка контента для канала требует от меня времени, мне нужно готовиться, заранее обдумывать что и в каком качестве будет транслироваться на канале, а значит работа над каналом в целом повышает мою эффективность и продуктивность.
Помимо канала, какими инструментами ты пользуешься, чтобы оставаться эффективным и продуктивным человеком?
Если говорить про технические инструменты – я не могу жить без календаря. Я пользуюсь Google Календарём с доступом к ключевым моим коллегам и сотрудникам. Так я могу видеть свой график, график партнёра или моего CEO, и могу понимать, как синхронизироваться друг с другом.
Для постановки задач я использую приложение Todoist. Там фиксирую все задачи и срок их выполнения. В приложении у меня открыт совместный доступ с моими личным помощником и командой.
К тому же, работаю с Битрикс. Там я могу отследить задачи компании в целом, какие моменты требуют моей включённости или моего согласования.
Расскажи про принципы своей личной эффективности? Что составляет её фундамент?
Для меня, как для бизнес-психолога и коуча, фундаментом эффективности является моя личность, а в частности, мои ценности.
Насколько то, что я делаю, соотносится с той структурой ценностей, которая есть у меня.
Я помогаю моим клиентам и точно знаю про себя, что для меня важно, при каких условиях я чувствую максимальное качество жизни, её проживание, проявленность.
Я стараюсь сделать так, чтобы во всех моих делах, ценности были отражены и не подавлялись кем-то другим.
В моей структуре ценностей есть несколько ключевых позиций:
1. Свобода.
2. Развитие.
3. Вовлеченность.
4. Поддержка.
5. Семья, которую для меня очень важно учитывать при планировании моих задач.
И в целом, эффективность и продуктивность – это не только про состояние и отношение к рабочим моментам, как руководителя. Эти понятия для меня шире. Для того, чтобы мой мозг эффективно принимал решения, у него должны быть на это ресурсы. Это про ментальное здоровье, энергию, вовлеченность.
С точки зрения личной эффективности, фундаментом является забота о моем состоянии. Это моя ответственность. Не по остаточному принципу, будет время – займусь этим. Нет. Я ставлю своё состояние в приоритет на первое место
Уже около 6 лет в моем графике есть закрытое время. Это несколько будних часов, когда я гарантированно иду в спортзал. Это моё время на восстановление, но оно используется в рабочее время. Я не краду это время у себя же от других важных периодов дня, например, у сна.
Я никогда не назначу в это своё время никакую коуч-сессию, ни за что на свете, просто перенесу на более поздний период. Потому что я считаю, что забота о своем состоянии и энергии превыше всего. Только так я буду в том состоянии, чтобы качественно работать с клиентами и командой.
Для продуктивности очень важно думать о том, где время для отдыха, а где для работы. Чтобы мозг отдохнул, чтобы появилось окно для новых мыслей.
А что ты подразумеваешь под вовлеченностью? Полная отдача какому-то процессу или нечто другое?
Да, именно так. На самом деле, не так давно я выявила, что именно вовлеченность – ключевое слово в моей личной стратегии. И я в него вкладываю несколько смыслов:
– Моя личная вовлеченность: загораюсь ли я, драйвит ли меня эта задача, нравится ли она мне, хочу ли я заниматься именно этим. Либо же я переросла эту задачу, мне неинтересно и следует делегировать её кому-либо.
– Другое качество контакта с моим близким кругом.
Это не формальные взаимодействия, а более глубокие, более интересные, развивающие диалоги. Я стараюсь делать так, чтобы мои близкие были в глубоком контакте со мной и друг другом.
Так, я внедрила “Семейный Форум” в своей семье. Это такой формат бизнес-сообщества через ежемесячные встречи и глубинные диалоги. Здесь есть апдейт итогов месяца и ключевые вопросы, которые волнуют каждого.
Я вижу, как подобный формат общения влияет на глубину контакта с моими старшими детьми. Это несколько часов вовлечённого диалога глаза в глаза, без гаджетов и посторонних отвлечений. Не застолье и посиделки с тостами. Мы обсуждаем события, произошедшие за месяц, обсуждаем волнующие нас вопросы, делимся своим опытом в принятии тех или иных решений.
Для меня очень важно, когда на бизнес-планерках я вижу команду, которой не все равно. Которая предлагает идеи, оптимизирует процессы. В условиях тяжелого кадрового голода, именно работа через удержание ценных и ключевых сотрудников – очень важно. И для этого есть вовлекающие и развлекающие диалоги, уделение внимания сотруднику, чтобы он мог раскрыть свой потенциал на работе.
Построение культуры вовлеченного менеджмента - это ключевой продукт моего бизнеса “Международного института коуч-менеджмента”. Мы помогаем другим бизнесам строить такую культуру через обучение руководителей и HR-специалистов.
Есть ли у тебя какие-то лайфхаки личной продуктивности?
Считаю одним из лайфхаков планирование времени. Очень часто я встречаю руководителей, у которых расписано ВСЁ время, каждый час и даже пол часа. В лучшем случае, есть хотя бы час на обед, и иногда он им пренебрегает.
Одно из правил продуктивности, которое и мне не всегда удается соблюдать, но я держу его в фокусе:
Будучи руководителем, не планировать в рабочее время от 20-40% времени. Не забивать всё время встречами и переговорами
Всё равно прилетят срочные задачи, незапланированные встречи/звонки клиентов, партнёров, сотрудников. Время для отдыха тоже нужно, потому что потом на это уходит время, свободное от работы – посидеть в тишине, разобрать почту, изучить отчеты.
Ещё важно уходить от зависимости от гаджетов и информационного шума. Взять за правило выключать телефон после 22:00 или устраивать выходные без устройств. Тоже классно работает.
У тебя получается соблюдать правила, о которых ты только что упомянула?
Есть сложности. Не только в управлении своими гаджетами, но и гаджетами своих детей. Эта тема очень болезненная. Ведь чем больше ограничений, тем больше жажды.
Один из выходов – ввод правил, которые соблюдают и родители, и дети.
Так и в компании мы ввели такое правило: наличие одного рабочего дня, в который запрещается писать что-либо в рабочий чат. Чтобы избавиться от состояния, что ты постоянно в смартфоне, вечно на связи. Чтобы можно было переключиться и отдохнуть. Таким образом можно исключить состояние выгорания сотрудников.
Используешь ли ты какие-либо специальные настройки в телефоне, когда работаешь?
У меня всегда выключен звук. Все созвоны, которые у меня есть, происходят планово, иначе связаться со мной по рабочим моментам практически невозможно.
Насчёт уведомлений хотелось бы поделиться парой лайфхаков:
Первый: настройка мессенджера на автоматизированные ответы. Когда в нерабочее время тебе отвечает бот, а сам собеседник отвечает только в рабочее и удобное ему время.
Второй: использование отложенных сообщений в Телеграмм, очень удобно, чтобы не беспокоить людей в нерабочее время.
Третий: не люблю аудио-сообщения, они предполагают слишком большой простор. То, что ты можешь написать одним сообщением, в аудио ты будешь говорить целую минуту или даже больше.
Четвертый: убираю гаджеты в сторону, без звука, без вибрации, не на видном месте. Классное правило – отложить телефон на расстояние 1,5 метров, чтобы ты не мог автоматически дотянуться до него.
Как выглядит твой обычный рабочий день?
День на день не приходится. Например, я знаю, что по понедельникам у меня запланированы 3 обязательные встречи:
- планерка по личному бренду с командой, чтобы дать фокус на неделю;
- встреча с партнёром по бизнесу и операционным директором, где мы отслеживаем наши показатели;
- планёрка всей командой, к которой я подключаюсь при наличии времени, чтобы послушать команду, что получается, а что нет.
– 2 или 3 коуч-сессии в день, это время только для клиентов;
– 2 вечера в неделю я преподаю в моём институте;
– 2 раза в неделю хожу заниматься и отдыхать спортзал;
– 2 регулярные встречи по средам: с операционным директором и баддинг по книге, которую я пишу.
Я очень внимательно отношусь к Random Coffee и нетворкинговым встречам, которые работают в бизнес-клубе «Атланты». Каждое воскресенье я получаю предложение на знакомство с кем-то из «Атлантов», чтобы познакомиться друг с другом и понять, как мы можем быть друг другу полезны.
Пятница и суббота обычно командировочные либо тренинговые. Это выходные дни, когда я могу провести ретриты в бизнес сообществах, тренинги в своём институте.
Каждый раз, когда у меня выпадают свободные выходные и мне никуда не нужно ехать, я тщательно слежу, чтобы эти дни были насыщены качественным отдыхом. Например, у нас с мужем есть правило раз в три месяца уезжать и устраивать себе романтический weekend, без детей, друзей, знакомых, только вдвоём.
Это помогает поддерживать наши отношения, зарядиться новыми впечатлениями.
Кроме того, два-три раза в год мы выезжаем всей семьёй, вчетвером, покататься на лыжах зимой, отдохнуть на море летом, посетить новую страну. Я всегда заранее букирую время с семьёй, иначе это время займёт работа.
Расскажи подробнее о книге: как вам удаётся день за днём писать об одном и том же?
У меня есть два разных сценария:
1. Наличие кого-то, с кем ты в команде или в паре это делаешь. Потому что одному легче съехать, убедить себя, что не стоит уделять время этому сейчас и т.п.
Например, первую свою книгу «Стать коучем президента» я писала вместе с командой FREE PUBLICITY SCHOOL, курс назывался «Пишу книгу за 90 дней». Именно благодаря такому подходу ты так или иначе остаёшься с партнёром, с которым ты пишешь, обмениваешься и поддерживаешь друг друга.
2. Есть простое правильно продуктивности: чтобы написать книгу за 100 дней, нужно тратить всего лишь 1 час в день на её написание.
Важно подобрать комфортное для тебя время, и неважно, есть ли вдохновение в тот или иной день, в выбранное вами время. Ты просто садишься и генерируешь поток мыслей, который совершенно не относится к твоей книге, на первый взгляд. Буквально через несколько абзацев таких написанных мыслей, мозг включается в работу и ты незаметно для себя уже пишешь саму книгу.
И ещё, я открыла для себя написание книги в разных интересных местах, книжных или библиотечных. Например, вторую книгу мне очень нравилось писать в доме-музее Иосифа Бродского в Петербурге. Там прекрасное литературное пространство, где ты можешь уединиться вокруг книг, и почувствовать себя в роли писателя.
Поделись, пожалуйста, есть ли какие-то книги, связанные с личной продуктивностью и эффективностью, которые оказали лично на вас какое-либо влияние?
Если говорить про продуктивность, одним из ярких экспертов в этой сфере для меня является Глеб Архангельский. Мне очень нравится его фишка про «стратегическую картонку»: как не забывать ключевые проекты и приоритеты.
Это когда у тебя над столом или в твоём ежедневнике находится «картонка» на которой записываешь среднесрочные и долгосрочные цели. Ты несколько раз в день берёшь её в руки, она является закладкой, или просто висит где-то перед глазами, ты на неё смотришь и вспоминаешь, какие у тебя есть планы на год, какие ты поставил приоритеты.
Есть ли у тебя секрет по быстрому принятию решений?
Я думаю, самый быстрый – это просто подкинуть монетку.
Но на самом деле, я часто замечаю, что многие бизнесмены принимают решения, ориентируясь на свою «чуйку». Я отношусь к этому не как к чему-то иррациональному.
Как психолог, я понимаю, что наше бессознательное содержит огромное количество информации, которое мы не всегда осознанно можем вывести из подсознания в формат принятия решения.
Если говорить о тех инструментах, которые я применяю:
1. Самое простое – Баланс Бенджамина Франклина. Просто многие не знают, что он так называется. Это простой лист с плюсами и минусами, и все так или иначе когда-то его использовали. Более структурированная и расширенная его версия – это SWOT-анализ, через который также можно принимать решения.
2. Я люблю таблицы при принятии решений, в которой есть критерии и варианты. Так легко можно выставить оценки, какой из вариантов и по какому из критериев проходит. Вариант, с наибольшим количеством решений по тем критериям, которые вы задали, самый верный.
Самая частая проблема – спутанность ума, которая не даёт разложить всё по полочкам. Осознанно принять решение можно, только распутав этот клубок мыслей.
3. Принятие решений по ценностям. Бывают ситуации, когда просто рациональных критериев мало для принятия решения.
Когда происходит что-то экстренное, и приходится опираться на глубинные ценности, а не на материальные выгоды.